Произведения детского фольклора для
ребенка и подростка - живые организмы,
полевые цветы, на глазах вырастающие,
видимо расцветающие, существующие
неотделимо с их хранителями
Г.С.Виноградов
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества (крушение идеалов, отрицание общечеловеческих ценностей, что может привести к необратимым последствиям в социальном и духовном развитии.), одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно - нравственное воспитание, основной целью которого является воспитание культурного человека, знающего, любящего свою семью, свой край, свою Родину.
Поэтому возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням и ценностям, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Сохранение истории определяет будущее нашего народа, его культурную и нравственную составляющую, об этом гласит и народная мудрость: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
В последнее время мы столкнулись с проблемой: дети уже в дошкольном возрасте испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций.
Коллектив детского сада №37 с.Чугуевка на протяжении нескольких лет в своей работе большое внимание уделяет направлению - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Мы считаем, что знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью просто необходимо начинать с раннего и младшего дошкольного возраста, ведь яркие образы, детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь. Кроме того, средства народного творчества вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, легко, непринужденно и последовательно развивают детей, проявляя их неограниченные возможности, умения, творчество и фантазию. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. В нашей дошкольной образовательной организации работа по приобщению к истокам русской народной культуры ведется в следующих направлениях:
- устное народное творчество (русский народный фольклор - сказки, потешки, колыбельные, прибаутки, песенки и так далее);
- знакомство с жизнью и бытом русского народа, с предметами русского обихода, домашней утварью, орудиями труда, обрядовыми событиями; декоративно-прикладным искусством;
- народные промыслы (игрушки; посуда);
- народные и православные праздники и традиции, игры и развлечения.
Педагогический процесс проходит в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки творчества», разработанной творческой группой педагогов нашей дошкольной организации на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Она позволяет педагогам равномерно распределить фольклорный, художественный, музыкальный материалы в течение учебного года; своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей информацией; заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию.
Вся работа строится на основе интеграции воспитательно - образовательного процесса, всех видов детской деятельности, присущими дошкольному возрасту, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей всех воспитанников нашей организации и охватывает все структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.
Свою работу в детском саду коллектив строит с учетом тщательного, обусловленного возрастными возможностями детей отбора художественного материала по различным видам народного искусства, активного включения воспитанников во все виды детской деятельности, индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, широкого включения дошкольников в общественную жизнь детского сада, создания эстетической развивающей среды.
Наша работа начиналась с изучения методической литературы и интернет ресурсов, подготовки педагогических кадров - разработка индивидуальных образовательных маршрутов каждого педагога (начиная с определения темы, в том числе и тем самообразования), индивидуального плана работы с учетом специфики работы в возрастных группах), получения соответствующей курсовой подготовки, посещения ими различных тематических семинаров и вебинаров. Данная работа ведется у нас непрерывно, в системе и по сей день.
Говоря о духовно - нравственном воспитании, нельзя не оценить великую воспитательную силу русского народного фольклора, произведений устного народного творчества: потешки, прибаутки, которые вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение, загадки - направляют внимание на предметы, явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности, припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки - легко воспринимаются детьми. Именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
В процессе работы с ними дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например, «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».
Как и в любой дошкольной образовательной организации наши педагоги традиционно и ежедневно используют фольклор, включая его в режимные моменты, основную образовательную деятельность, прогулки, например: в процессе умывания – потешки, при проведении утренней гимнастики - считалки, в процессе основной образовательной деятельности - загадки, пословицы, скороговорки, сказки, небылицы, былины, прибаутки и многое другое, а на прогулке - народные подвижные игры, хороводы, заклички, считалки. А нами всеми любимые сказки, в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать необходимое настроение, настроить ребенка на конкретный речевой диалект. Опыт показывает, что нужно как можно чаще рассказывать детям русские народные сказки, побуждать их самих узнать новую сказку, пословицу или поговорку, и не только узнать, но и делиться своим впечатлениями с окружающими.
Большое внимание педагоги уделяют подготовке, разработке и проведению народных праздников и развлечений, театрализованных представлений. Наиболее высокая степень интегрирования художественного материала осуществлена нами при организации музыкально - театрализованных представлений, основу которых составили традиционно обрядовые действия (святки, масленица, заклички, посиделки, ярмарки). Безусловно, такие действия требуют большой предварительной работы по обогащению представлений детей, расширению их знаний об искусстве и народном быте, обрядах и традициях.
Под руководством музыкального руководителя взрослые совместно с детьми поют русские народные песни, частушки, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах, разучивают народные танцы. Воспитатели и дети принимают активное участие в культурной жизни района, участвуют в конкурсах художественной самодеятельности различного уровня.
На базе нашего детского сада создано два коллектива: детский хореографический - «Ладошки» и взрослый вокально - хореографический «Ладушка».
Очень душевно, «по-русски» проходят у нас народные праздники: «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Новый год», «Рождество» и другие. Все участники одеты в русские народные костюмы - сарафаны, рубахи - косоворотки, кушаки, гачи, дополненные обувью (лаптями), платками, разноцветными вышивками и лентами, что делает праздник еще красочнее, насыщеннее. Такая работа создает не только условия для приобретения новых умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и предоставляет возможность контакта с детьми из других возрастных групп, со взрослыми. Такое расширение круга общения помогает каждому ребенку найти свое особенное «место», понять значимость и ответственность работы в коллективе, формирует адекватную самооценку (что тоже не маловажно), воспитывает коммуникабельность.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности, педагога – психолога, учителя - логопеда, педагогов по дополнительному образованию, родителей (законных представителей) и конечно же наших социальных партнеров.
Но самую большую роль в данном направлении педагогический коллектив отводит организации тесного контакта и взаимодействия с семьями наших воспитанников, являющихся первичным институтом социализации ребенка. Прежде всего, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, мы стараемся разными способами вовлечь родителей (законных представителей) в образовательный процесс и сделать их активными его участниками, просвещая их, повышая психологическую и педагогическую культуру. В работе с семьями мы используем такие формы, как анкетирование, общие и групповые родительские собрания, консультации, оформляем тематические родительские уголки и папки – передвижки, организуем открытые просмотры занятий с детьми, совместно с ними создаем предметно-развивающую среду, занимаемся подготовкой и проведением детских праздников и развлечений. В рамках «Дня открытых дверей» проводим практические мастер – классы (расширяя представления и возможности использования родителями образцов устного народного творчества, элементов фольклора), организуем, как итог, совместную творческую деятельность родителей (в том числе и проведение театрализованных представлений), детей и всех специалистов нашей организации.
В процессе работы со всеми участниками нашего совместного образовательного процесса мы стремимся показать, проявить значимость каждого, создать доброжелательную, положительно – эмоциональную, психологически комфортную атмосферу, которая позволит (и позволяет) каждому чувствовать себя свободно, непринужденно, и самое главное - комфортно.
Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: использование различных жанров детского фольклора, устного народного творчества способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную, речевую, коммуникативную и творческую активность детей во всех видах детской деятельности, в том числе и самостоятельной. Это подтверждается и результатами освоения основной образовательной программы по всем направлениям развития и образования детей.
Положительными результатами работы в данном направлении являются и многочисленные грамоты и дипломы.
Авторы:
Белицкая Л.В. ,
заместитель заведующего МКДОУ ЦРР ДС №37
с. Чугуевка,
Маслова Е.И.,
учитель – логопед МКДОУ ЦРР ДС №37
с. Чугуевка,
Калиберова Р.В.,
воспитатель МКДОУ ЦРР ДС №37
с. Чугуевка |